Deponia Doomsday — приятно возвращаться?..

Немецкая студия Daedalic Entertainment отметилась рядом успешных приключенческих игр, выполненных в рисованной технике и напоминающих мультфильмы. Анимационные квесты как раз были популярны в 90-е, так что немцы сегодня как бы возродили былое величие этой ипостаси жанра и радуют тех игроков, которые ищут чего-нибудь похожего на любимые игры своего детства, своей юности.

Одной из самых их успешных игр стала Deponia, вскоре превратившаяся в трилогию.

Юмористически был обыгран мир пост-апокалипсиса, в котором на поверхности планеты жили люди в городах, собранных из всякого мусора. А над ними проживали, в буквальном смысле слова, элитные небожители в специально построенной для этого космической станции "Элизиум".

Элизиум в своем великолепии и роскоши

И житель этого мусорного края — вечный изобретатель и мечтатель Руфус, который умудрялся всем окружающим его приносить сплошные неприятности — предпринимал попытки попасть на "Элизиум", дабы насладиться замечательной и комфортной жизнью. А в то же время девушка-элизианка Гоал хотела провести инспекцию мусорной планеты, чтобы поднять в Совете Старейшин вопрос о помощи бедным людям. Так и довелось пересечься этим двоим и пошла у них длительная череда всяких передряг и открытий о тайнах истории этой планеты.

Хотя сюжетно трилогия Deponia была в итоге вполне завершена, как это частенько бывает, всем игрокам хотелось бы новых приключений и добавки к столь полюбившимся персонажам и декорациям. Похоже что и Daedalic Entertainment созрели для решения выступить на бис и так появилась неожиданная четвёртая игра.

Deponia Doomsday сразу узнается в процессе как та самая Deponia: по своему стилю, по юмору, по характерам персонажей — как новых, так и старых. Хоть тут и постапокалипсис и жить людям приходится на свалке, но быт и города получились довольно симпатичными и среди этих местечек можно приметить даже что-то комфортное и уютное.

Свалка?.. Постапокалипсис?..Пастораль?..

Я как игрок вполне мог решить, будто вернулся к тем же приключениям из трилогии и можно было бы подумать, что с этой игры начнётся новая серия квестов. Трудно поверить, что столько лет прошло после выпуска первой части в 2012 году.

Да, авторы делают существенный перезапуск сюжета для Deponia Doomsday, чтобы обосновать её существование. Главное, что при этом в ход пошли путешествия во времени и связанные с этим проблемы (петли времени, создание других временных линий и прочие неурядицы). Так что Deponia Doomsday некоторые игроки не зря называют большим фан-сервисом. Местная история вряд ли повлияет на что-то, но позволяет со знакомыми и новыми персонажами повстречаться. При этом по сути это не сиквел или приквел, а скорее тот самый "вбоквел" — спин-офф, который позволяет разыграть новую партию в знакомых декорациях и не вызвать противоречия с уже имеющейся историей. Потом можно назвать всё чьим-то сном... Вроде несколько снижает самостоятельную ценность проекта?.. И при желании такой приём можно проворачивать сколько угодно раз.

Помогает запустить новую историю персонаж-новичок по имени Макхроникл. Говорящая фамилия сразу подсказывает, что он странствует во времени и кое-что смыслит в теории темпоральной физики. На свою беду его заносит в поле зрения Руфуса и вместе с ним они начинают попытки исправить небольшую оплошность, которую допустил Макхроникл при парковке своего агрегата. Участие Руфуса (желающего как всегда помочь и словно заяц из одного мультфильма, приговаривающего: кто же так путешествует во времени? Вот как надо!) в исправлении этой ошибки приводит к генерации ещё большего числа ошибок... Дальше всё можно прекрасно представить, если вы знаете стиль истории Deponia.

Бедняга Макхроникл точно не ожидал такой работы над ошибками

Вообще Deponia мне нравится своим рисунком и немного абсурдным фантастическим миром. Жаль, что юмор иногда уклоняется в не очень приличную сторону. Это такая грань в ужастиках и комедиях, когда начинаешь испытывать отвращение вместо страха или смеха. Конечно, всё может быть индивидуально, но периодические копошения Руфуса в чем-нибудь поту, с какой-то слизью, другими субстанциями в прошлых частях серии и в новой игре... Как хорошо, что это мультипликация и лишена натурализма! Даже от мысли о происходящем на экране мне немного дурно.

Очень неоднозначно отношение к главному герою. Обычно протагонист вызывает какой-то отклик для сопереживания, но Руфус порой ведёт себя так, что отталкивает не только участников истории, но и игрока. Порой очень много жалости и симпатий заслуживают временные попутчики и помощники Руфуса, которые оказываются куда более компетентными в своей работе. И искренне не против оказать поддержку этому зазнайке. А потом расплачиваются за свою доброту свалившимися на них неприятностями. Возможно, игра требует особого настроя для её восприятия. Даже мошенник Остап Бендер получился симпатичным, а Руфус, будучи зазнобой и неумехой, как будто ничем не компенсирует свои недостатки, чтобы вызывать симпатии игрока. Можно вспомнить и простака Фрая из мультсериала "Футурама", который всё же развивался в течение сезонов и всегда демонстрировал какие-то приятные качества.

С другой стороны это одна из ключевых фишек серии Deponia, что сам протагонист умудряется сделать ситуацию хуже и попутно попортить нервы окружающим. Если кто-то полюбил игры за эту сторону сценария, то ему будет приятно вновь увидеть того самого Руфуса.

Не очень понравилось новшество в геймплее с введением элементов QTE: иногда появляется значок по заполнению шкалы силы и надо усиленно накликивать мышкой для того чтобы персонаж успешно совершил действие. В квестах это не слишком приятно — чай не в динамичный шутер/боевик играем! К счастью серьёзных проблем эти игровые вставки не доставят, только способны выбить из погружения в размеренный темп квеста. Вместе с тем другие мини-игры могут понравиться больше, особенно запоминается дань памяти партийным ролевым играм рубежа 1980-90-х годов: с видом от первого лица и блужданием по лабиринтам. Руфус также соберёт свою партию и отправить в лабиринт, состоящий из зеркал, добывать очередные предметы для решения загадок.

Механика геймплея больше не претерпела изменений: интерфейс, инвентарь и обзор локаций при помощи мышки знакомы по предыдущим играм, так что легко можно вспомнить усвоенные когда-то навыки.

Daedalic кажется запутались в своём сценарии и слишком сильно увлеклись аномалиями во времени, которые постоянно использовали в процессе решения загадок и продвижения по сюжету квеста. Так что в результате концовка не приводит к каким-то глобальным переменам и не меняет мир игры и её персонажей. Стоило затевать тогда этот балаган?..

Меня игра не разочаровала, так как само решение прибегнуть к абсурду путешествий во времени для того, чтобы вернуться в абсурдный мир Deponia выглядит в данном случае уместным. Но кто-то мог ожидать от игры полноценного возвращения к серии и начала новой эпопеи приключений. В таком случае будет жаль, что Deponia Doomsday лишь служит небольшим поводом для возвращения в знакомые места.